Сегодня, в век компьютерных технологий, достаточно трудно представить себе какую-либо сферу жизни человека, где бы они не применялись. Однако, в спорте, никакие компьютерные программы не могут придать спортсмену лучшую физическую форму и не смогут передать ему дополнительные спортивные навыки.
Но даже в святая святых, в спорте высоких достижений, компьютерные технологии, как, оказалось, тоже стали играть не последнюю роль. Сегодня уже разработано множество компьютерных программ и тренажеров, которые помогают тренироваться спортсменам, даже без присутствия спарринг-партнеров. Мы составили список наиболее интересных виртуальных изобретений, помогающих спортсменам достигать олимпийских высот.
Теннис
Теннис является, пожалуй, одним из самых подвижных видов спорта и спроектировать здесь поведение партнера или отследить погрешности и неточности игроков очень сложно не только игрокам, а и судьям или тренерам, следящим за турниром со стороны. И тогда в 2001 году группа британских инженеров предложила создание трехмерной виртуальной модели игры. Компьютерная программа с удивительным названием «Соколиный глаз» (Hawk-eye), используется для моделирования игры на корте во время крупных теннисных турниров. Принцип работы компьютерной программы «Соколиный глаз» базируется на одновременной трансляции с четырех камер, установленных на корте и следящими за ходом игры. При определении траектории полета мяча применяется принцип триангуляции, такой же, как и в астрономии для определения расстояния между космическими объектами. Результатом такого моделирования является графическое изображение модели игры на мониторе компьютера. Такое моделирование позволяет как судьям в решении спорных моментов, так и игрокам в определении наиболее выигрышных позиций на теннисном корте.
Стрельба
Начиная с 1991 года, на тренировках, спортсменам уже не нужно настоящее оружие, ведь с этого времени появился электронный тренажер, стимулятор стрельбы. Отметим, что систему SCATT изобрели российские ученые. Тренажер для стрелков позволяет проводить тренировку не на стрельбище, а в комнате обычного размера, поражая при этом виртуально смоделированные цели, расположенные на расстоянии от 10 м до 1 км. Компьютерная программа считывает данные с оптического датчика, расположенного на стволе оружия, которые поступают в компьютерный центр. Программа SCATT может сама выдать анализ действий стрелка как до, так и после выстрела.
Баскетбол
В 2007 году американцы применили космические технологии и создали баскетбольный мяч, начиненный особенной электронной начинкой- акселератором. В то время как бросается мяч, фиксируется ускорение броска, создается модель графика движения мяча и находится средняя скорость полета. С помощью такого мяча баскетболисты корректируют точность своих бросков и их силу, подстраиваясь под физические возможности определенного спортсмена.
Бейсбол
Китайские ученые первыми решили создать трехмерную траекторию полета бейсбольного мяча. Для воссоздания полета мяча достаточно одной видеокамеры, которая следит за передвижениями мяча за все время игры. Первоначально программу создавали для того, чтобы просто транслировать игры в бейсбол по телевидению или в Интернете. Однако позже программу немного модернизировали, и она стала эффективным способом для подготовки спортсменов к ответственным матчам.
Командные виды спорта
Оценить действия на поле целой команды очень сложно, это вам не оценка действий одного спортсмена. Однако и здесь словенские ученые придумали некоторое амбициозное решение проблемы анализа процесса игры и выявления всех допущенных ошибок. Для этого каждому игроку прикрепляют датчик, который фиксирует все передвижения спортсменов по полю. Данные со всех датчиков передаются на центральный компьютер, он обрабатывает полученную информацию и выдает свой вердикт. Программа анализирует поведение каждого игрока, кто больше всего нападал, а кто чаще всех совершал ошибки. Как следствие, тренер получает готовую графическую картину игры, разбитую на несколько этапов. Программа дает достаточно качественную информацию, ее точность достигает порядка 85-97%. Пока что единственный минус такой программы - это время, которое необходимо для анализа всех данных (от 20 до 40 часов).
Церковь Варвары Великомученицы в Москве